Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт селении Акнада,Ангида,Аща

Воскресенье, 19 Май 2024
Главная » Статьи » История Акнады

Истрические сведении об основании селении Акнад,Ангида,Аща
Эпоха имамата и царизма
Послереволюционный период 1917-1941 г.
Великая Отечественная война (1941 - 1945 г)
Депортация чеченцев в Среднюю Азию
Принудительное переселение жителей аул Акнада,Ангида и Аща в Чечню
Возращение чеченцев на родину,повторное переселение
Основание объединенного селения Акнада


К концу 18 в. тиндалы формально вошли в состав Аварского ханства.Сохранившийся исторический материал гласит,что в 1801 г.
правитель Аварского ханства Умма-хан в качестве податей с жителей Акнады и Ангиды взимал по 2 быка.После смерти Уммв-хана
Аварское ханство в 1803 г. добровольно вошло в состав Российской империи,а тиндалы все продолжали оставаться вне российского
влияния.В 1809 г. русскому военному командованию на Кавказе Гитинав Саитов от Технуцальского союза сельских обществ,а также
представители от Тиндальского и Балхарского обществ с просьбой об их принятии в российское подданство.
Тяжелые поборы и подати, экспроприация земель,вырубка лесных угодий,строительство крепостей,повсеместные притеснения вскоре
вызвало недовольство народа ,прежде всего,его свободолюбивой и воинственной части -узденьства.
Сторонники России были объявлены "безбожниками" и "предателями",а царская администрация "проводниками рабского строя
-унизительного и оскорбительного для истинных мусульман".На этой социально-религиозной основе в начале 20-х г 19 в.
началось движение горцев Дагестана под предводительством имама Гази-Магомеда и продолженный его приеемником -Гамзатбеком
и Шамилем против царских властей.В условиях угрозы потери горскими народами самостоятельности,мюридизм совместил тарикат
с проповедью газавата - "священной войны с неверными" за создание независимого государства - ИМАМАТ.
О принятии тиндалами вводимых первым имамом Дагестана Гази-Магомедом норм шариата свидетельствует надпись на камне у
годекана в селении Тинди о том ,что шариат среди тиндалов распространился "от рук ученого Курбанали ".
Вскоре после смерти имама Гази-Магомеда и трагической гибели имама Гамзатбека по предложению устаза Джамалудина
Казикумухского в ауле Чирката состоялся первый съезд видных алимов,старейшин и предводителей Дагестана,на котором
Шамиль был официально избран третьим имамом.Из цумадинцев,по имеюшимся сведениям ,в этом форуме принимали участие 9алимов:
Аличул Мухамадиз Тинди,Ахмад-хан из Акнады,Абдула и Басханил Мухаммад из Кванады,Кадиласул Мухаммад и Хаджар дибир из Гигатли
,Алигалбацилав из Сильди,Омар-кадииз СаситлиБашканди из Кеди.
Причём, как отмечают некоторые историки,Кванадинский дибир/имам Абдула вместе с Шамилём из Гимри и Саидом из Игали был одним
из кандидатов на должность имама.
Тиндальские и другие цумадинские джамааты сразу же признали власть имама Шамиля.
Талантливым предводителем отрядов добровольцев,состоявших из тиндалов в период Кавказской войны является тиндинец Аличул Магома
В 1830 -1838 г. численность руководимим им отряда достигала до 500 воинов-всадников.Под командованием Аличул Магомы плечом
к плечу с другими горцами в боях близ селений Карата,Энхело,Сиух и др.также храбро сражались десятки акнадинцев,ангидинцев и
ащинцев.Если раненные в боях воины возвращались на лечение домой,то павших в бою борцов за свабоду - шахидов (шагьидов)-
хоронили на месте боя или близи него.В память об этих акнадинских шахидах благодарными сельчанами в ауле Акнада между верхним
и нижним кладбищами возведена Аллея славы.К сожалению,большинство камней с надписями сломаны под давлением сползающегося
потихоньку
грунта,а многие надписи с течением времени стерлись,вследствие чего
имена павших акнадинцев до сих пор не установлены.
Достоверно
известно,что в близком окружении имама Шамиля находился его переписчик
книг Абдул-Ваххаб их Акнады в столицах имамата
аулах Гимрм,Чиркей и Веденою Последним местом его пребывания стал аул Дарго.
Известно,что
ангидинцы Гази сын Малача,Давуд-Гази,акнадинец Халил сын Деньги также
являлись отважными и храбрыми воинами-мюридами
имама Шамиля.Халил сын Шайхилава аль-Ангиди в своем историческом трактате отмечает,что рядом с имамом Шамилем на Ахульго воевал
ангидинец Мухаммад-хаджи сын Асал аль-Ангиди.
Надписи на поминальных стеллах (Аллеях славы) в ауле Акнаде гласят,что в различные периоды "шахидами в священной войне" стали
акнадинцы Мухаммад Али аль-Мармаси (1857 - 1858г.),Ихаку сын Х1алакъ сын Али, Гитинав сын Али, Муртазали сын Т1айыба,Мухаммад
сын Бат1ини, Курамагомед сын Мухаммада и Газияв сын Мухаммада.
Акнада
снабжала войско имама Шамиля бесстрашными воинами и обеспечивала имамат
высокообразованными алимами, но и принимала у себя
его посланников и неугодных ему людей.В тот период аул Акнада был известен как "Кавказская Сибирь имама Шамиля",куда он ссылал
своих политических врагов. Об одном из таких ссыльных - Гаджи - Юсуфе до сих пор помнят акнадинские старожилы.
После
пленения имама Шамиля в 1859 г.и распада имамата при поддержке царских
наместников все вольные общества стали внимания общественной
жизни и
публичному праву -адатам.В течение десяти лет (1858-1868Г.)царским
правительством был принят целый комплекс правовых актов
Категория: История Акнады | Добавил: Magomed (08 Окт 2012)
Просмотров: 1870 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: