Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Сайт селении Акнада,Ангида,Аща

Воскресенье, 19 Май 2024
Главная » Статьи » История Акнады

Истрические сведении об основании селении Акнад,Ангида,Аща
Эпоха имамата и царизма
Послереволюционный период 1917-1941 г.
Великая Отечественная война (1941 - 1945 г)
Депортация чеченцев в Среднюю Азию
Принудительное переселение жителей аул Акнада,Ангида и Аща в Чечню
Возращение чеченцев на родину,повторное переселение
Основание объединенного селения Акнада

По преданию,аул Акнада располагался на крутом склоне Ахабатли ( Агьабатли ),расположенном на южном стороне одноименной горы(2550 м)за хуторомУлала и Мегила( Мегъила ),откуда открывается высочайшиевершины и ледники,а также отдаленные чамалальские аулы и горы.
Если бы селение сохранилось до сих пор на этом месте,то оно было бы самым высокогорным селением в Европе.
 Сейчас на этой территории стоят развалины бывшего аула. 
По одним сведениям,вследствие природных катаклизмов ичастных нашествий врагов,а по другим - в результате проблем с питьевой водой и топливом (дровами), акнадинцы вынуждены были переместиться значительно ниже,к речке Кила,обосноваться на склоне Беччи-риге ( Беччи-ригъе ) и под скалой Жижакур-аке ( Жижакъур-акъе) Право на существование имеет также предание о том,что в незапамятные времена аул Акнада был до основания разрушен " людьми ,одетыми в шкуры ",после чего его 
жители вынуждены были основать село на новом месте.
О многовекавой истории обитания человека в окрестностях аула Акнада свидетельствует и то ,что
жители хутора Улала (на вершине горы Мегила ( Мегъила беса ) и
недалеко от первоначального места расположения аула, во время земляных
работ находили различные женские украшения древности - бусы, серьги,
браслеты из меди и разноцветных камней, а также различные культовые
статуэтки из бронзы и меди.Кроме того, старожилы утверждают ,что
имеющиеся в нынешнем селе различные петроглифы языческого периода были перенесены со старого села как памятники старины и настенные украшения.
П
оэтому,говоря о происхождении акнадинцев,ангидинцев и ащинцев ,следует особо отметить,что с древнейших времен и до конца средних веков в Нагорном Дагестане проходила линия соприкосновения многих культур и
цивилизаций, что оказало заметное влияние и на процессы этногенеза аваро
- андо -цезского населения.
Вследствие этих естественных 
исторических процессов на земле тиндалов образовалась субэтническая
общность с характерной местной культурой ,бытом и языком.
П
редки практических всех акнадинских тухумов прибыли из различных регионов нынешнего Дагестана и из за его пределов. 
История основания аула Ангида как утверждают некоторые аксакалы восходит к относительно недавнему времени - периоду национально-освободительной войны под руководством имама Шамиля.
По их утверждениям, к этому времени Ангида представляла собой относительно разрозненые хутора (тила),главными из которых являлись хутора Ангила ( Ангъила ) Хинибетлеба ( Гьинибекьеба ) и
Ацебари.
По поручению имама Шамиля было проведена большая работа по сбору 
ангидинцев в одно селение.
В этих целях по военно-стратегическим и
оборонным соображениям в условиях войны выбор пал на хутор Ангила (
Ангъила ) расположенный на одноименной горе.
А над ним возвышается 
гора Хилала, с которой как "на ладони " просматривается вся
окрестность,вплоть до Тинди.
При объединении ангидинцев в единое село сначала якобы была построена мечеть, вокруг которой стали
возводиться дома.Ныне сохранившаяся мечеть ,возможно,является второй и 
была построена в 1337 г.х.(1919 г.) о чем гласит надпись на камне в
стене мечети.
Из рассказов старожилов следует,что процесс формирования
ангидинского джамаата был длинным.
Сюда на протяжении длительного 
времени и по различным причинам прибывали целыми семьями и в одиночку
представители различных дагестанских аулов -Кванада ,Арчо ,Дагбаш и др.
С
юда также привозили захваченных для выкупа грузинских детей,подростков и
"военнопленных" при набегов на Грузию.
Некоторые за определенный выкуп возвращались, а невостребованные дети,юноши и взрослые остались жить 
в ангидинских семьях.
В последующем они принимали ислам,меняли имена, женились на местных девушках и становились полноправными членами общины. Тиндинцы считают, что жители аула Аща являются потомками их предков.Вначале ащинцы проживали на хуторе Картаха (Карт1ахъа ),основанном якобы предками тиндинцев для охраны передового рубежа своих земель.По преданию ,бытующему среди части тиндинцев,в незапомятные времена провинившихся жителей аула Тинди выселяли в самый отдаленный тиндальский хутор Картаха.
С течением времени, по мере роста численности
населения, жители этого хутора переселились в другую, более удобную для
жизнедеятельности и обороны местность и основали нынешний аул Аща.
По другим версиям категорически опровергают эти доводы,утверждают ,что ащинцы обосновались в этих местах задолго до расселения здесь предков тиндинцев и основания аула Тинди.Изначально в нынешнюю Ащу ,по версии,прибыли представители аулов Анчих( Анчихъ ), Арчо( Г1арчо )нынешнего Ахвахского района и Цегоб (Ц1егоб ) Шамильского района.Привозили и похищенных грузинских детей и юношей, после набегов на Грузию. Жители Тинди сохранили предания о том ,что аулы Акнада ,Ангида ,Аща в том числе и Тисси,являлись в прошлом их хуторами,которые впоследствии стали многолюдными и образовали джамаат.Ангидиские старожилы категорически не согласны с такой версией,указывая на то ,что аул Акнада и Ангида всегда были исключительно самостоятельными джамаатами и никогда никому не подчинялись.Они на равных с тиндинцами правах и условиях входили в Тиндальское вольное общество и также на равных защищали его от внешних угроз
.Такие выводы находят свое
подтверждение и в трудах многих историков,которые указывают на то, что
каждый джамаат и "вольное общество " в составе любого объединения
сохраняли свой суверенитет и не переходили под власть единого
правителя.
К такому выводу приходят и ученые Багомед Алиев и Магомед-Салам Умаханов ,которые отмечаютю,что Аварское нуцальство
состояло из сельских обществ ,практических юридически равноправных,независимых селений.
Если жители раятских сел лично зависили от ханов и беков, то жители узденских селений считались лично
независимыми от феодалов. Джамааты аулов Акнада ,Ангида и Аща как раз и были чисто узденскими. 
Подчинение любой другой власти, кроме как власти старейшин и выборных правителей, рассматривалось как рабство и лишало горца возможности именоваться не только узденом, но и ЧЕЛОВЕКОМ. Разговоры о подчиненности Акнады,Ангиды,Ащи аулу Тинди появляется после административно-правовых реформ царских властей в 1860 г и создания строгой вертикали власти: область
- округ - наибство (участок) -сельское общество.С этими реформами штаб-квартира Тиндальского наиба располагалась в ауле Тинди.

Нравится

Категория: История Акнады | Добавил: Magomed (07 Окт 2012)
Просмотров: 3183 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: