Главная » Статьи » История Акнады |
Истрические сведении об основании селении Акнад,Ангида,Аща Эпоха имамата и царизма Послереволюционный период 1917-1941 г. Великая Отечественная война (1941 - 1945 г) Депортация чеченцев в Среднюю Азию Принудительное переселение жителей аул Акнада,Ангида и Аща в Чечню Возращение чеченцев на родину,повторное переселение Основание объединенного селения Акнада К концу 18 в. тиндалы формально вошли в состав Аварского ханства.Сохранившийся исторический материал гласит,что в 1801 г. правитель Аварского ханства Умма-хан в качестве податей с жителей Акнады и Ангиды взимал по 2 быка.После смерти Уммв-хана Аварское ханство в 1803 г. добровольно вошло в состав Российской империи,а тиндалы все продолжали оставаться вне российского влияния.В 1809 г. русскому военному командованию на Кавказе Гитинав Саитов от Технуцальского союза сельских обществ,а также представители от Тиндальского и Балхарского обществ с просьбой об их принятии в российское подданство. Тяжелые поборы и подати, экспроприация земель,вырубка лесных угодий,строительство крепостей,повсеместные притеснения вскоре вызвало недовольство народа ,прежде всего,его свободолюбивой и воинственной части -узденьства. Сторонники России были объявлены "безбожниками" и "предателями",а царская администрация "проводниками рабского строя -унизительного и оскорбительного для истинных мусульман".На этой социально-религиозной основе в начале 20-х г 19 в. началось движение горцев Дагестана под предводительством имама Гази-Магомеда и продолженный его приеемником -Гамзатбеком и Шамилем против царских властей.В условиях угрозы потери горскими народами самостоятельности,мюридизм совместил тарикат с проповедью газавата - "священной войны с неверными" за создание независимого государства - ИМАМАТ. О принятии тиндалами вводимых первым имамом Дагестана Гази-Магомедом норм шариата свидетельствует надпись на камне у годекана в селении Тинди о том ,что шариат среди тиндалов распространился "от рук ученого Курбанали ". Вскоре после смерти имама Гази-Магомеда и трагической гибели имама Гамзатбека по предложению устаза Джамалудина Казикумухского в ауле Чирката состоялся первый съезд видных алимов,старейшин и предводителей Дагестана,на котором Шамиль был официально избран третьим имамом.Из цумадинцев,по имеюшимся сведениям ,в этом форуме принимали участие 9алимов: Аличул Мухамадиз Тинди,Ахмад-хан из Акнады,Абдула и Басханил Мухаммад из Кванады,Кадиласул Мухаммад и Хаджар дибир из Гигатли ,Алигалбацилав из Сильди,Омар-кадииз СаситлиБашканди из Кеди. Причём, как отмечают некоторые историки,Кванадинский дибир/имам Абдула вместе с Шамилём из Гимри и Саидом из Игали был одним из кандидатов на должность имама. Тиндальские и другие цумадинские джамааты сразу же признали власть имама Шамиля. Талантливым предводителем отрядов добровольцев,состоявших из тиндалов в период Кавказской войны является тиндинец Аличул Магома В 1830 -1838 г. численность руководимим им отряда достигала до 500 воинов-всадников.Под командованием Аличул Магомы плечом к плечу с другими горцами в боях близ селений Карата,Энхело,Сиух и др.также храбро сражались десятки акнадинцев,ангидинцев и ащинцев.Если раненные в боях воины возвращались на лечение домой,то павших в бою борцов за свабоду - шахидов (шагьидов)- хоронили на месте боя или близи него.В память об этих акнадинских шахидах благодарными сельчанами в ауле Акнада между верхним и нижним кладбищами возведена Аллея славы.К сожалению,большинство камней с надписями сломаны под давлением сползающегося потихоньку грунта,а многие надписи с течением времени стерлись,вследствие чего имена павших акнадинцев до сих пор не установлены. Достоверно известно,что в близком окружении имама Шамиля находился его переписчик книг Абдул-Ваххаб их Акнады в столицах имамата аулах Гимрм,Чиркей и Веденою Последним местом его пребывания стал аул Дарго. Известно,что ангидинцы Гази сын Малача,Давуд-Гази,акнадинец Халил сын Деньги также являлись отважными и храбрыми воинами-мюридами имама Шамиля.Халил сын Шайхилава аль-Ангиди в своем историческом трактате отмечает,что рядом с имамом Шамилем на Ахульго воевал ангидинец Мухаммад-хаджи сын Асал аль-Ангиди. Надписи на поминальных стеллах (Аллеях славы) в ауле Акнаде гласят,что в различные периоды "шахидами в священной войне" стали акнадинцы Мухаммад Али аль-Мармаси (1857 - 1858г.),Ихаку сын Х1алакъ сын Али, Гитинав сын Али, Муртазали сын Т1айыба,Мухаммад сын Бат1ини, Курамагомед сын Мухаммада и Газияв сын Мухаммада. Акнада снабжала войско имама Шамиля бесстрашными воинами и обеспечивала имамат высокообразованными алимами, но и принимала у себя его посланников и неугодных ему людей.В тот период аул Акнада был известен как "Кавказская Сибирь имама Шамиля",куда он ссылал своих политических врагов. Об одном из таких ссыльных - Гаджи - Юсуфе до сих пор помнят акнадинские старожилы. После пленения имама Шамиля в 1859 г.и распада имамата при поддержке царских наместников все вольные общества стали внимания общественной жизни и публичному праву -адатам.В течение десяти лет (1858-1868Г.)царским правительством был принят целый комплекс правовых актов | |
Просмотров: 1935 | |
Всего комментариев: 0 | |